Бизнес-стори.
В мире мобильной телефонной связи, как и во всяком бизнесе, имеются свои секреты. Но чем сильна Америка, там время от времени находятся люди, которые дотошно пытаются проникнуть в суть вещей. Задачей выяснить - а почем, собственно, нынче обходится оператору сотовой связи переправить адресату посланное SMS-сообщение? - задался сенатор-демократ из Висконсина Герб Коль, сообщает New York Times.
Законодателя заинтересовала, в частности, причина повышения с 10 до 20 центов стоимости передачи эсэмэски за последние три года четырьмя ведущими американскими операторами мобильной телефонной связи - Verizon Wireless, AT&T, Sprint и T-Mobile.
Если учесть, что в уходящем году число посланных SMS-сообщений достигнет 2,5 трлн, а в будущем году, как ожидается, значительно превысит этот показатель, приблизившись к уровню в 3,3 трлн, то цена вопроса представляется, отнюдь, не праздной - счет идет на сотни миллиардов долларов.
Так, совокупный мировой доход сотовых операторов от SMS-сервисов в уходящем году составит $130 млрд, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на доклад аналитической компании Portio Research.
По оценке аналитиков, в среднесрочной перспективе SMS останется лидером среди всех услуг по передаче данных в сетях сотовой связи. К 2013 году мировой доход от SMS вырастет до $224 млрд в год, что составит 60% всего дохода от неголосовых сервисов.
Поскольку плата за услуги передачи SMS-сообщений входит в общий пакет сервиса операторов и составляет в среднем от $10 до $15, то, как настаивают операторы связи, расходы клиентов именно в этом аспекте ничтожны, если они полностью используют свой ежемесячный пакет.
Компания T-Mobile даже привлекла внимание сенатора-следователя к тому факту, что в целом за последние три года доходы за пересылку текстовых сообщений снизились на 50%.
Казалось бы, это - неплохая новость для клиентуры. Не тут-то было. "За кадром" остался другой факт - объем передаваемых в США текстовых сообщений с 2005 года вырос в десять раз, и, таким образом, доходы основных операторов подскочили пятикратно.
Главное же, секретом за семью печатями остается информация о том, насколько повысились расходы компаний мобильной телефонной связи из-за роста объемов передаваемой информации с помощью технологии SMS - операторы попросту отказались делиться подобными сведениями.
Именно здесь - в соотношении прибыль/расходы и в том, что SMS-сообщение не должно превышать 160 знаков, как выясняется, и зарыта "собака".
Насколько дорого обходится SMS-сообщение размером в 160 знаков, переданное с использованием беспроводной технологии с телефона клиента на приемопередающую станцию, где сообщение проходит цифровую обработку, а затем близ получателя вновь конвертируется в беспроводной сигнал?
Как отмечает профессор-эксперт по компьютерным технологиям Серинивасан Кешав из университета Ватерлоо в штате Огайо, поскольку сообщения чрезвычайно малы, даже триллион их не представляется "тяжелой ношей" для операторов.
Может быть, операторам дорого обходится беспроводная часть пути, поскольку они используют особые частоты, за право пользования которыми приходится немало платить?
Нет, отвечают эксперты. Все дело в том, что текстовые сообщения не только ничтожны по своим размерам, но они - "бесплатные ездоки" в сетях телефонной связи, поскольку передаются по так называемым "контролируемым каналам" - через пространство, зарезервированное операторами для работы в системе беспроводной связи.
Этим объясняется жестко лимитированный объем SMS-сообщения - оно не должно превосходить длину сообщения, предназначенного для внутренней коммуникации между приемопередающей станцией и мобильным телефоном для осуществления звонка - канал все равно использует это пространство вне зависимости от того, поступило ли в него текстовое сообщение или нет.
Профессор Кешав подчеркивает, что после того, как инвестированы средства в закупку и увеличение памяти технологического оборудования, причем цены на него снижаются, и с учетом зарплат обслуживающего персонала, стоимость обработки текстовых сообщений оказывается в целом покрытой. Другими словами, расходы на предоставление услуг этой связи практически никак не связано с количеством передаваемых SMS - почти нет никакой разницы между передачей 1 млн или 100 млн сообщений.
Объяснить это можно и иначе. Текстовое сообщение путешествует по выделенным каналам беспроводной связи словно "заяц" на транспорте - бесплатно. Поэтому тот, кто узнал о секретах мобильных операторов - а они, будьте уверены, засекречены даже для собственных сотрудников - начинает совершенно по-другому относиться и воспринимать расценки и пакеты по оплате за услуги по передаче SMS-сообщений операторами мобильной связи.
Вот он ответ на поставленный выше вопрос: наиболее прибыльными для них как раз являются эти самые безлимитные пакеты для SMS-услуг от $15 до $20 в месяц, собираемые с клиентуры.
В отличие от безлимитных обедов, которые предоставляются некоторыми ресторанами (они кое-что все-таки стоят рестораторам), безлимитная SMS-связь в любых объемах, предоставляемая клиентам, обходится операторам практически бесплатно.